Пятница, 26.04.2024, 16:24
Социология вокруг Нас
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Западная социология в XX в.

Современная теоретическая социология – это не набор истин и не иерархия теорий, раскры-вающих подлинную картину социального мира, а скорее мозаика конкурирующих и дополняющих друг друга теорий, доктрин, концепций и мнений. Среди направлений западной социологии, сформировавшихся в ХХ в., выделяются:

Эмпирическая социология. Базируется на позитивистском допущении о существовании об-щих для природы и общества законов, предполагает использование точных эмпирических методов и ценностной нейтральности выводов.
Школы:
1) Чикагская – У. Томас, Ф. Знанецкий, Р. Парк, Э. Берджес;
2) Колумбийская – Р. Мертон, П. Лазарсфельд;
3) Гарвардская – Э. Мэйо, П. Сорокин;
4) Немецкая – Х. Шельский, А. Адлер.

Неофрейдизм сосредоточил внимание не на биологических, а на социокультурных компонен-тах личности. А. Адлер, К. Юнг, К. Хорни, Г. Салливан, Э. Фромм.

Структурализм исследует различные стороны общественной жизни (правовые, этнические, психологические) как целостные структуры, элементы которых связаны друг с другом в соответ-ствии с правилами семиотики. К. Леви-Стросс, М. Фуко, Р. Барт.

Структурный функционализм рассматривает общество в целом как единую систему, состоя-щую из элементов, специализирующихся на осуществлении отдельных функций, которые в сово-купности обеспечивают выживание системы и ее адаптацию к условиям внешней и внутренней среды. Т. Парсонс, Р. Мертон.

Социология Франкфуртской школы (“критическая теория») обратилась к связям культуры с политической практикой на основе идей Маркса и Фрейда и попыталась преодолеть раздробле-ние единой человеческой практики, осуществленное позитивистской традиционной теорией. М. Хоркхаймер, Т. Адорно, Г. Маркузе, Ю. Хабермас.

Теория социального конфликта признает конфликт закономерной формой протекания соци-альных процессов, занимается поиском средств управления конфликтами. Ч. Миллс, Л. Козер, Р. Дарендорф.

Социометрия изучает социально-психологические взаимодействия в малых группах. Дж. Морено, К. Левин.
Теория социального обмена изучает общество сквозь призму отноений обмена различными типами деятельности для удовлетворения потребностей социальных субъектов. Дж. Хоманс, П. Блау.

Символический интеракционизм. Основа социального – обмен символами. Ч. Кули, Дж. Мид.
Этнометодология исследует процедуры интерпретации социальных явлений и процессов и скрытые, неосознанные механизмы коммуникации между людьми, проявляющиеся в повседнев-ной речи и фоновом знании, общих допущениях, на которых выстраиваются социальные взаимо-действия. Г. Гарфинкель.

Феноменолгия рассматривает социальный мир как мир множества реальностей, создаваемых людьми в ходе его познания. Задача социологии – открытие общих принципов организации повсе-дневной жизни. А. Шюц.

Социологический постмодернизм представлен теорией общества как самореферентной сис-темы (Н. Луман); теория социального поля (П. Бурдье); теория социальной структурации (Э. Гид-денс). Так у Лумана общество является самовоспроизводящимся, т.е. не нуждающимся для вос-произведения себя в каких-либо особых условиях и причинах.
Самореферентность общества озна-чает его способность себя описывать. Само же общество рассматривается Луманом не как сово-купность людей, фактов или действий, а как самодостаточный процесс коммуникации, непрерыв-но структурирующий социальную систему.

Поиск